23 декабря ООО «Аварийно-диспетчерская служба», которое оказывает услуги «Новороссийской управляющей компании», исполняется 40 лет. В преддверии праздника мы пообщались с генеральным директором Натальей Новолоакэ, которая пришла сюда работать с первого дня организации службы в ГЖУ.
— Конечно, нашу работу сложно назвать легкой, — говорит Наталья Зиновьевна. — Именно поэтому случайные люди у нас надолго не задерживаются. Удивительная тенденция: многие специалисты, которые когда-то у нас начинали работать, но потом ушли по каким-то причинам, вновь вернулись в нашу службу. Это грамотные специалисты, на которых можно положиться. Среди них водитель Левон Карапетян — работает 32 года, электрогазосварщик Анатолий Авдоненко — стаж 20 лет, электромонтер Виктор Чернявский — стаж 16 лет, водитель Геннадий Элефтерьяди — стаж 15 лет, слесарь-сантехник Николай Шигаев — стаж 14 лет, электромонтер Андрей Тисленко — стаж 12 лет, электромонтер Анатолий Долгополов — стаж 10 лет, электрогазосварщик Анатолий Толмачев и мастер Владимир Петин — стаж 10 лет, электромонтер Сергей Садиков — стаж 9 лет.
За годы работы наш коллектив сплотился, стал одной семьей. У многих выросли дети, сейчас на глазах подрастают внуки. Мы вместе отмечаем дни рождения, праздники. Вот сейчас уже украсили диспетчерскую к встрече Нового года.
Наталья Зиновьевна в далеком 1977 году пришла в службу работать диспетчером после окончания коммунально-строительного техникума. Тогда в городе было одно крупное Горжилуправление, которое обслуживало все дома, относящиеся к муниципалитету. Это была единственная аварийно-диспетчерская служба.
Руководители ездили в другие города, перенимали опыт. Однако у Новороссийска была особенность — территориальная разбросанность. Обслуживаемые дома располагались в станице Раевской, в Гайдуке, в Абрау-Дюрсо, в Тоннельной. При этом очень много домов относилось к так называемому ветхому фонду. Обслуживать их было делом нелегким.
— Штат службы был очень большой, ведь обслуживали мы около двух тысяч домов. Сейчас, конечно, штат поменьше, как и домов в обслуживании, — чуть более 500.
Наталья Зиновьевна перебирает в памяти аварийные случаи, которые запомнились за эти годы. Их немало.
Или январь 2012-го. Произошло отключение электроэнергии, остановились котельные. И, к сожалению, не все котельные удалось подключить к дизельным станциям. На двухэтажных домах по улице Луначарского замерзла система центрального отопления. Несколько бригад и в ночное, и в дневное время размораживали паяльными лампами и газовыми горелками системы на чердаках, чтобы подать людям тепло. Вышли все сотрудники «аварийки», несмотря на выходные. В такие цейтноты нашим сотрудникам не надо объяснять, что ситуация критичная и нужна помощь всей службы.
Далеко за примерами напряженной работы ходить не надо. Недавно в ночную смену аварийная служба 11 раз выезжала на прочистку канализационных систем. Такие аварии происходят из-за того, что жители спускают в канализацию много того, чего там быть не должно. Например, влажные салфетки, которые не растворяются в воде. А ведь такое легкомыслие оборачивается затоплением квартир и подвальных помещений.
— Работа у вас нервная. Как удается сохранять спокойствие — и свое, и коллектива?
— Показываю своим примером, что, прежде всего, в нашей работе должно быть спокойствие. Ведь надо понимать, что на том конце провода человек, которому нужна помощь, он взволнован. Поэтому заявителя прежде всего надо выслушать, понять, в чем проблема, и дать понять ему, что он не брошен, мы с ним и помогаем ему. Ну а если человек переходит черту, я спокойно говорю: «Я вас выслушала, выслушайте теперь вы меня». Как правило, это работает.
Если я вижу, что диспетчер не может пояснить что-то заявителю, сама беру трубку и объясняю. Только личным примером можно передать и подсказать коллегам, как и что нужно делать.
— Начало отопительного сезона за плечами. Сейчас работа будет поспокойнее?
— Вряд ли, — улыбаясь, говорит руководитель. — Да, самый горячий период — начало отопительного сезона. Это первые две-три недели запуска. Но у нас южный регион, запуск отопления проходит не так, как положено по нормам и правилам предоставления коммунальных услуг. Запускать положено, когда среднесуточная температура воздуха в течение пяти суток держится ниже +8°С. А у нас отопительный сезон начинается раньше, несмотря на температуру воздуха.
Дня два котельные работают по полной, а потом по температурному режиму — так положено по закону. А температурный режим предусматривает остановку котельных, когда температура наружного воздуха поднимается выше 12 градусов тепла. Вот ночью 18 декабря температура была +13 градусов тепла. И многие котельные не работали. Что это значит для нас? Завоздушивание системы, гидроудары и порывы сетей при запуске котельных. А значит, аварийная служба должна быть на страже.
Летом тоже расслабиться не получается. Жители включают кондиционеры, сплит-системы. Иногда наши старые сети такой нагрузки не выдерживают — происходят замыкания, горят проводка, щитки. И мы начинаем ликвидировать аварии по электроэнергии. И так по кругу — покой нам только снится!
Ирина ПРОХОРОВА.
На заметку
Круглосуточно работает комплексная бригада, в составе которой мастер, слесарь-сантехник и сварщик, электромонтер и водитель.
Для жителей домов, которые находятся в управлении компании «НУК», вызов и ремонт общедомовых коммуникаций выполняются бесплатно. Аварии на внутриквартирных сетях ликвидируются в соответствии с прейскурантом платных услуг — с предоставлением квитанции. Если же ваш дом не относится к управляющей компании «НУК», вы также можете воспользоваться услугами аварийной службы, мастера готовы оказать вам помощь в любое время суток по прейскуранту для сторонних организаций.
13 237 заявок на выполнение различных работ принято службой с начала 2017 года. Шесть тысяч заявок выполнено бригадами аварийной службы, семь тысяч — подрядными организациями.